Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
На главную
Новошахтинский филиал
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области
«Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»


 



Праздники
 

Памятки для родителей

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

 

ПАМЯТКА

 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРАВМАТИЗМА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

1. Обязанности обучающихся по предупреждению травм и несчастных случаев.

1.      Ознакомиться с Основным положениями Инструкции по технике безопасности на занятиях по видам физической подготовки. Расписаться в журнале о прослушанном инструктаже.

2.      Неукоснительно выполнять требования Инструкции и стараться не получать травму.

3.      Ознакомиться и добиваться выполнения Правил поведения на уроках физической культуры.

2. Основные положения инструкции по технике безопасности на занятиях по видам физической подготовки

2.1. На занятиях гимнастикой.

1) При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

·         травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;

·         травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов.

- травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах;

1.      Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя.

2.      Установка и переноска гимнастических снарядов разрешается только по указанию преподавателя.

3.      Во время выполнения упражнений

- не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями

- вставать так, чтобы не мешать движениям стоящих рядом, не касаться соседей при выполнении маховых движений руками или ногами

·         делать сложные гимнастические упражнения только с разрешения преподавателя и при соответствующей страховке

·         не прыгать с гимнастической стенки или высокой перекладины на пол

- при появлении боли в руках, покраснении кожи или потертостей на ладонях, прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю.

 

2.2. На занятиях легкой атлетикой.

1) При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся опасных факторов:

·         травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии

·         травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию

·         выполнение упражнений без разминки

 

1.      приступать к выполнению легкоатлетических упражнений только после разминки, в соответствии с рекомендацией и заданием преподавателя.

2.      перед упражнением по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания: находясь вблизи зоны метания, нельзя поворачиваться спиной по направлению полета объекта метания

2.3. На занятиях спортивными и подвижными играми (футбол, волейбол, баскетбол и др.)

1.      При проведении занятий по спортивным и подвижным играм наибольшую опасность представляют возникновения травм при столкновениях, нарушение правил проведения игры, падения на мокром, скользком полу или площадке

2.      Все занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.

1.      Перед изучением техники приема и передачи мяча, нападающего удара и блока необходимо обязательно проделать несколько физических упражнений типа разминки. Перед игрой проделать хорошую разминку на все группы мышц и суставов.

2.      На занятиях волейболом передавать ( пасовать) мяч партнеру, стараясь не попадать в лицо стоящим рядом, не бить по мячу ногой, не выполнять подачу во время отработки передач мяча.

3.      Играя в волейбол на учебной тренировке, стараться бросать мяч не в игрока, а с отскоком в пол

4.      Смотреть на нападающего во время подачи волейбольного мяча, при неточной подаче мяч может попасть в своих игроков.

5.      Играя в баскетбол, минифутбол и др., стараться выбегать за пределы площадки, чтобы не удариться о предметы зала

6.      Избегать столкновения с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков, при падениях необходимо сгруппироваться воизбежании травмы.

Инструкция по технике безопасности при проведении спортивных соревнований

Требования безопасности перед началом соревнований:

1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой, соответствующую сезону и погоде.

2. Проверить исправность и надежность установки спортивного инвентаря и оборудования.

3. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме – месте приземления.

4. В местах соскоков со спортивных снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

5. Провести разминку.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:

  • к занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;
  • при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  • аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале или у медицинского работника;
  • перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:

o    убрать все посторонние и выступающие предметы;

o    проверить чистоту пола;

o    наличие освещения и вентиляции в зале;

o    убедиться в исправности инвентаря;

o    проветрить помещение;

o    проверить температурный режим в зале;

  • обучающиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
  • проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
  • перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
  • научить обучающихся вести дневник самоконтроля;
  • проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;
  • начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
  • занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта занятия;
  • необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
  • в конце занятия провести заминку;
  • учить обучающихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
  • осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
  • по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности обучающихся;
  • не оставлять обучающихся без присмотра во время занятия;
  • чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
  • вести контроль за физическими нагрузками и обучать обучающихся самоконтролю;
  • уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
  • при плохом самочувствии освободить обучающегося от занятия;
  • не допускать входа и выхода в зал без разрешения тренера до, во время, и после занятий;
  • требовать от обучающихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу преподавателя;
  • в процессе занятий и игр обучающиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;
  • избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
  • при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;
  • при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации филиала колледжа, а обучающихся вывести в безопасное место;
  • при получении обучающимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации филиала колледжа и родителям;
  • после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
  • проводить обучающихся в раздевалку;
  • проверить верхнюю одежду обучающихся;
  • напомнить обучающимся о соблюдении правил дорожного движения и пользования общественным транспортом;
  • закрыть раздевалки и сдать ключи на вахту;
  • о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации филиала колледжа.

 

 Памятка родителям обучающихся по профилактике травматизма на уроках физической культуры
 
«Детям совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают,
что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
 
Януш Корчак
 
Стиль жизни ребёнка формируется в его семье. Задача родителей научить своих детей физической культуре собственным примером: утренняя гимнастика, спортивные игры на свежем воздухе, лыжные прогулки зимой, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм. Всё это способствует повышению мотивации ребёнка к здоровому образу жизни. Физическая культура в школе призвана повысить культуру здоровья обучающегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма. Урок физической культуры самый травмоопасный урок в колледже. Для предупреждения спортивных травм обучающихся, родители должны знать состояние здоровья своего ребёнка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры.
Для обеспечения санитарно-гигиенических норм на уроке физкультуры, родителям необходимо напомнить своему ребёнку о его поведении по окончании урока: обязательно снять спортивную форму, сменить носки и обувь (с целью предупреждения опрелости и потёртости ног).
Ещё одним важным условием снижения травматизма на уроках физической культуры является соблюдение правил техники безопасности.
Родители должны напоминать своему ребёнку, чтобы он был особенно внимателен и дисциплинирован на уроках физической культуры, точно выполнял все команды преподавателя и правила техники безопасности. Многие практически здоровые обучающиеся плохо защищены от социально- психологических стрессов, подвержены аллергореакциям, переутомляются в филиале колледжа и не восстанавливаются за ночной отдых. Правильная организация режима дня ребенка и контроль родителей за его соблюдением улучшат работоспособность обучающегося и снизят риск бытового и спортивного травматизма.
Избыток веса у подростка также, как и недостаток массы тела, может привести к нарушению обмена веществ, атрофии мышц, что способствует травматизму на уроках физической культуры.
Правильное питание, удобная спортивная одежда и обувь, регулярные занятия физической культурой, в сочетании с твердым режимом дня служат надёжным профилактическим средством против травм обучающихся во время занятий физкультурой.
Физическое воспитание обучающихся важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Родители должны способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Всё это способствует мобилизации у подростков жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации движений и т.п.), таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и в своих силах.
 

Как подготовить ребёнка к урокам физкультуры

1.      Пройти медосмотр и определить  медицинскую группу (основная, подготовительная, специальная медицинская группа)
2.      Пройти дополнительно ортопеда, офтальмолога, лора
3.      При наличии специальной медицинской  группы узнать требования у преподавателя физкультуры (получить индивидуальную накопительную ведомость)
4.      Подготовить  спортивную форму (футболки, шорты,  спортивный костюм,  сменную спортивную обувь (для зала).
5.      Проверять домашние задания по физкультуре
6.      Искренне интересоваться успехами ребёнка.
7.      Не оставайтесь равнодушными к пропускам уроков физкультуры, контролируйте наличие спортивной формы на уроках физкультуры.
8.      Поощряйте занятия спортом вашего ребёнка, постарайтесь иметь дома спортивный инвентарь для занятий спортом (мячи, скакалку, ролики, велосипед, гантели, эспандер)
9.      Поощряйте своего ребёнка морально за спортивные достижения и учебные результаты по физкультуре.
10.  Контактируйте с преподавателем физической культуры, если у вас возникли вопросы и проблемы, связанные с его уроками или со здоровьем ребёнка.
11.  Посещайте со своим ребёнком спортивные мероприятия в филиале колледжа и вне, в которых он участвует.
12.  Рассказывайте ребёнку о своих спортивных достижениях, показывайте свои награды.
13.  Не высказывайтесь пренебрежительно о занятиях физкультурой и спортом.
14.  Будьте сами примером своему ребёнку, пусть занятия физкультурой и спортом станут хорошей традицией вашего дома!
                                                                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали обучающихся, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.

 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Уважаемые взрослые!
Жизнь, здоровье и благополучие детей в ваших руках!
             Закон Ростовской области « О мерах     по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному» № 346-ЗС от 16.12. 2009 года стоит на страже интересов наших детей. Главная цель закона – защитить детей, повысить ответственность родителей (законных представителей) за воспитание несовершеннолетних, обязать быть рядом со своими детьми. Знать и исполнять закон – гражданский долг  и родительская обязанность.
ПОМНИТЕ:
ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ГДЕ И С КЕМ НАХОДИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК, ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ!
   Объясните вашему ребенку, почему он должен в вечернее  и ночное время находиться дома. Это не ущемление свободы ребенка, а забота о его здоровье и  безопасности!
   Организуйте досуг вашего ребенка, вовлекайте его в общественно-полезную, творческую деятельность, в занятия спортом. На собственном примере покажите, что здоровый образ жизни – это залог процветания и успеха!
   Помогите ребенку в решении его проблем! Ребенок должен знать: семья – его надежная опора, а опекуны, приемные родители и патронатные воспитатели - самые лучшие  друзья!
   Контролируйте ребенка, не оказывая давления. Ребенок должен чувствовать ваше доверие! Учите его принимать важные решения. Советуйтесь с ним, прислушивайтесь к его мнению!
   Если ребенок оступился, не отталкивайте его, не оставляйте один на один с бедой! Ребенок должен знать, к каким разрушительным последствиям  приводит употребление наркотиков, алкоголя, никотина, ранние половые связи. Беседуйте с ним на эти темы; убеждение действеннее запрета!
   Именно вы отвечаете за обучение, воспитание, содержание ребенка, за его нравственное, физическое и психическое развитие. Объясните  это вашему ребенку. Учите его думать о последствиях совершаемых поступков не только для него самого, но и для семьи в целом!
   Требуйте от ребенка неукоснительного соблюдения законов и правил поведения; он должен знать, к чему приводит  их нарушение!
Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Общественные места –места общего пользования, в том числе улицы, парки, скверы; автомобильные и железные дороги, как в пределах населенного пункта, так и между населенными пунктами; остановки общественного транспорта; территории, на которых осуществляется строительство; места общего пользования в жилых домах – межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, технические этажи, чердаки,  подвалы, крыши; территории, прилегающие к жилым домам и образовательным учреждениям, в том числе детские площадки, спортивные сооружения; места, предназначенные для использования в сфере развлечения, досуга, торговли; территории вокзалов, аэропортов; водоемы и прилегающая к ним территория, иные места, определяемые как общественные.
Учебное время – время занятий (мероприятий) в образовательном учреждении согласно расписанию.   
Исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, родители (законные представители) принимают меры по недопущению :
а) пребывания  несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения  родителей (законных представителей)
б) нахождения (пребывания) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в  интернет – залах, игровых клубах, иных  местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;
в) употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных  и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;
г) совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий;
д) нахождения (пребывания) в общественных местах  без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц  несовершеннолетних в возрасте
- до 7 лет - круглосуточно,
- от 7 до 14 лет- с 21 часа до 6 часов, 
- от 14 до 18 лет - с 22 до 6 часов;
е) участия несовершеннолетних в конкурсах красоты и других мероприятиях, связанных с оценкой и демонстрацией внешности несовершеннолетних;
ж) пребывания несовершеннолетних в игорных заведениях, организациях, осуществляющих реализацию товаров (услуг), эксплуатирующих интерес к сексу, распространение печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение;
з) пребывания несовершеннолетних  без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц в организациях общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
 

 
 Памятка для родителей по вопросу развития и воспитания подростка и недопущению приобщения подростков к наркотикам, алкоголю, табакокурению

Подростковый возраст: задачи и риски развития и воспитания
             Подростковый возраст не случайно называют «трудным» – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими и психическими изменениями, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта – болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и, пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с наркотиками в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время снимая физиологические ощущения.
         Подростковый возраст – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, в подворотне и в других изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется все более и более определенное отношение к наркотику:
- дети считают употребление наркотиков признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический характер. Исследуются различные формы наркотических веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска. Вовлечение ими других подростков в среду употребляющих наркотики, может быть связано с убеждением полезности, или быть продиктовано негативными стремлениями: умышленным нанесением вреда, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).
- употребляя наркотики, считают себя жертвами, не стремятся их распространять. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства; есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».
        Подростки, не определившие свое отношение к наркотикам, могут являться потенциальными жертвами приобщения к их употреблению.
     Абсолютное большинство несовершеннолетних начинает употребление алкоголя и наркотиков испытывая на себе сильное давление группы. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния такому давлению.
Высокая опасность ранней наркотизации, алкоголизации, табакокурения обусловлена следующим:
- у детей, в силу возрастных особенностей развития, не сформированы физиологические механизмы «обезвреживания» наркогенных, алкогольных, никотиновых веществ. Поэтому даже незначительные, с точки зрения взрослых, дозы способны вызвать сильнейшее наркотическое, алкогольное, никотиновое отравление;
- наибольшей уязвимостью к действию наркотических, алкогольных, никотиновых веществ обладают клетки нервной системы, а также клетки печени и почек. Ранняя алкоголизация и курение обусловливают возникновение нарушений в нервно-психической сфере ребенка, снижение темпов его умственного развития и интеллектуальных функций;
- ранняя наркотизация в значительной степени замедляет темпы физического созревания организма. К примеру, установлено, что курящие школьники отстают в росте от своих сверстников в два раза;
- у детей гораздо быстрее, чем у взрослых развивается привыкание к одурманиванию; в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к психоактивным веществам.
- отношение детей к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) в большей степени зависит от взаимоотношений с родителями. В конечном счете, принимаемое подростками решение в отношении наркотиков, алкоголя, табака напрямую связано с характером повседневных детско-родительских взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к родителям. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении. Главное - по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу.
Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно. Данная работа выстраивается по следующим направлениям: образовательный блок, воспитательный блок, психологический блок, правовой блок.
В процессе проведения этой работы педагогами могут быть использованы памятки, представленные ниже.
Памятка 1.
«Какая нормативная правовая база определяет профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодёжной среде»
- Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ;
- Закон Ростовской области «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Ростовской области» от 29.07.2015 г. № 396-ЗС;
- Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р;
- Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (с изменениями и дополнениями от 26 апреля 2016 г );
- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690);
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена министерством образования и науки Российской Федерации 05.09.2011).
Сотрудниками органов внутренних дел при выявлении правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, употреблением несовершеннолетними пива и спиртных напитков, токсических веществ, вовлечением их в указанные антиобщественные действия, розничной продажей подросткам алкогольных напитков и табачных изделий применяются нормы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность
Административная ответственность наступает с 16 лет и предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Так, статьями 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за распитие пива и спиртных напитков либо потребление токсических веществ, и появление в общественных местах в состоянии опьянения. Следует отметить, что протокол об административном правонарушении по ст. 20.22 КоАП РФ за правонарушение, совершенное несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, составляется на родителей или иных законных представителей, которые в свою очередь и привлекаются к ответственности.
За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ.
Кроме того, незаконной является пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13 КоАП РФ). Например, размещение соответствующей символики на одежде и т.д.; пропаганда наркотиков и эффекта от их воздействия в узких коллективах; незаконная реклама и пропаганда наркотиков в сети Интернет.
Правонарушения в отношении несовершеннолетних
     Зачастую в употребление наркотических средств и токсических веществ, пива и спиртных напитков несовершеннолетних вовлекают взрослые лица, в том числе родители. Недобросовестные продавцы реализуют подросткам алкогольные напитки и табачную продукцию. За указанные правонарушения Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по статьям 6.10, 14.2, 14.16 КоАП РФ.
Уголовная ответственность
     Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за тяжкие, особо тяжкие преступления - с 14 лет) и предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации (УК РФ).
     Так, статьями 228, 228.1, 228.3, 228.4 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение (производство), хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества и прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.
     С 14 лет наступает уголовная ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ).
     Преследуется уголовным законодательством склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ), незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ).
    Взрослые лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступлений, в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков, антиобщественных действий (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ и др.) несут уголовную ответственность в соответствии со статьями 150, 151 УК РФ.
    Торговые работники, которые неоднократно реализовывали несовершеннолетним алкогольную продукцию, подлежат ответственности по ст. 151.1 УК РФ.
Памятка 2.
«Как узнать о приобщении к наркотикам, алкоголю и табакокурению по внешнему виду и поведению ребенка»
Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Важно насторожиться, если в поведении ребенка без видимых причин проявляются:
точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации); погруженность в себя, разговоры с самим собой; 
неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
необоснованное снижение посещаемости образовательного учреждения, безразличное отношение к отметкам; 
сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе; 
игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость; 
быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство;  
ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям; 
постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «ширево», «колеса», «план», «приход», «мулька», «джеф», «ханка», «кумар» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела», «достал?» и т.п.);
изменение внешнего облика - неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение; появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю); 
неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные, порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя;
внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;
обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; 
желтых или коричневых пятен на одежде или теле; 
шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос «Беломор», «Казбек» или «Север» в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.
Самыми очевидными признаками того, что ребенок курит, употребляет алкоголь или другие наркотические вещества являются следующие факты.
Сигареты.
Определенный запах одежды и дыхания.
В вещах ребенка Вы нашли сигареты и зажигалку.
Окурки в самых непредсказуемых местах квартиры
Алкоголь.
Если алкоголь употреблялся недавно, изо рта ребенка пахнет алкоголем или жидкостью для полоскания рта (ее используют, чтоб нейтрализовать запах алкоголя), у ребенка проявляются признаки похмелья (тошнота, рвота, головная боль).
В вещах ребенка Вы нашли предметы, свидетельствующие об употреблении наркотиков: шприцы, ложки с пятнами от дыма, маленькие кусочки стекла, лезвия.
Марихуана.
Сладковатый запах на одежде или налитые кровью глаза - если марихуана недавно использовалась. Частое использование глазных капель, чтобо снять красноту.
В личных вещах ребенка Вы нашли приборы для использования наркотиков.
При регулярном использовании - неряшливость в уходе за телом, повышенная утомляемость, изменения режима сна и режима питания.
Героин
При недавнем употреблении – очень маленькие зрачки и сонный, расслабленный вид.
В вещах подростка Вы нашли приборы для инъекций, (это еще называют оборудованием, куда входит: ложка или крышка от бутылки, шприц, жгут, вата, спички).
Ингалянты
При недавнем использовании - дыхание с запахом химикатов, пятна на одежде или лице, красные глаза.
Мокрые тряпки или пустые контейнеры от аэрозолей в мусорном баке.
Клубные наркотики
В его/ее комнате Вы находите детскую соску-пустышку или же подросток берет ее с собой, когда идет на ночную вечеринку или раут.
В его/ее вещах Вы нашли маленькие бутылочки с жидкостью или порошком.
Стимуляторы
Постоянный насморк или выделения из носа, следы от инъекций на руках или других частях тела, продолжительная бессонница.
Анаболические стероиды
Необычный запах дыхания.
Перепады настроения, включая увеличившуюся агрессию.
Изменения внешности, которые нельзя соотнести с ожидаемым ростом или развитием.
Памятка 3.
«Как поступать родителям, чтобы предотвратить приобщение ребёнка к наркотикам, алкоголю, табакокурению»
     Приобщение к наркотикам, алкоголю, табакокурению является серьёзной проблемой современного общества. Они не редко калечат жизнь и молодым людям и их родным, и именно родственники зачастую могут предотвратить надвигающиеся проблемы. Как вы можете помочь своему ребёнку?
Всегда помните, что дети еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому они стараются подражать. Помните, что Вы очень много значите для Вашего ребенка. Он замечает все, что Вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.
Помогите детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг.
Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Поддерживайте, и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.
Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.
Старайтесь узнать как можно больше про все, что касается злоупотребления наркотиками.
Беседуйте со своим ребенком о проблемах, связанных с наркотиками. Предостерегайте его, обосновывая свою позицию. Не ждите, когда у него появятся явные признаки употребления наркотиков.
Оставаясь твердым в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-либо высказать или обсудить. Ваша излишняя жесткость может может вызвать «молчаливый бойкот» со стороны ребенка.
Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время. Родители должны знать, где бывают дети и кто их друзья.
Если вы заподозрили, что ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядывайтесь к нему. Заведите дневник, в который записывайте все особенности поведения вашего ребенка, отмечая дату и время.
Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Проводите его только, если ребенок в нормальном трезвом состоянии и если вы держите себя в руках. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить на» ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.
Главное внимание при разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, пользуйтесь конкретными примерами и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркните, что вы отвергаете только его поведение, а не самого ребенка как личность. Проявляйте свою любовь к нему, независимо не от каких условий.
Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Вы должны держаться вместе и не давать ребенку использовать ваши противоречия между собой.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.
Никогда не поддавайтесь на шантаж со стороны ребёнка.
Доверие ребенку должно быть возвращено, как только он прекратил употребление наркотиков. Если ваш ребенок не употребляет больше наркотики, в семье должно быть прекращено обсуждение этой проблемы. Разговор о наркотиках в этом случае может возникать – только по инициативе самих юноши или девушки, которые хотят с вами что-то обсудить.

Телефоны, по которым Вам окажут помощь или дадут консультацию в случае проблем с наркотиками:
Управление ФСКН России по Ростовской области: Телефон доверия: 
8 (863) 240 - 81 - 00.
Телефон доверия ГИБДД - Ростовская область: (8632) 49-34-04
В управлении собственной безопасности ГУВД по Ростовской области. Звонки от жителей Ростова и области принимаются по будням, с 10 до 17 часов по телефону 8(863)249-12-93. По всем звонкам будут проводиться тщательные проверки, а о результатах сообщат заявителям.
Телефон доверия УФСБ РФ по Ростовской области - 8(863) 283-10-10
Детский телефон доверия с единым общероссийским номером 
 8-800-2000-122
Следственный комитет по Ростовской области включил телефон доверия: 8(863)227-01-85
Молодежный телефон доверия 8(863) 242-61-01
Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, ГУЗ, телефон доверия 8(863) 263-31-95
Телефон экстренной психологической помощи 8(863) 267-93-04
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, телефон доверия 8(863) 251-74-17
Круглосуточный анонимный телефон доверия наркоконтроля 
г. Новошахтинска 8(86369)2-01-51
Телефон горячей линии г. Новошахтинска «Ребёнок в опасности» 
8-800-100-02-27